Речевая готовность ребенка к школе
Уважаемые родители!
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки к школе необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия, которые помогут детям на новом этапе их жизни. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.
Практический опыт логопедической работы показывает, что далеко не все дети обладают полноценной речевой готовностью к школе. А это в свою очередь отрицательно влияет на овладение чтением и письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии до начала обучения в школе. И первые, кто может заподозрить проблемы в речевом развитии ребенка – родители.
Для этого необходимо проверить основные стороны речи.
Далее будет дан дидактический материал и пояснения по его практическому применению.
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа и синтеза слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.
Этот же самый материал может быть использован и в целях преодоления «западающих звеньев»
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и чтением и приводит к появлению специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появления в дальнейшем очень многих школьных проблем.
Если имеются проблемы - не огорчайтесь, обратитесь к специалистам, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.
Носова Ольга Вадимовна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Нарушения речи чаще всего выявляются у детей дошкольного возраста и к поступлению в школу они должны быть преодолены или уже частично скорректированы. Подробнее о речевой готовности к школе.
Однако за последнее время количество детей с речевыми нарушениями и сложность речевых нарушений возросли, поэтому сейчас детей с нарушениями речи встречается в школе все больше. Все это приводит к существенным трудностям при освоении навыков чтения, письма, счета, а также сложностям в усвоении школьного материала в целом. Помимо этого, дефекты речи могут привести к значительным проблемам в коммуникации с другими детьми, что чревато возникновением конфликтных ситуаций и снижению самооценки ребенка. А это значительно усложнит социализацию школьника.
Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии будут серьезным препятствием на пути усвоения школьной программы. В связи с этим возникает серьезная необходимость оказания логопедической помощи.
В нашей школе организовано оказание логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
Логопедическое сопровождение обучающихся реализует учитель-логопед высшей квалификационной категории Носова Ольга Вадимовна. Стаж работы по специальности 25 лет.
Учитель-логопед осуществляет:
· организацию и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия.
· организацию проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и групповой формах. с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
· организацию пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Консультирование родителей (законных представителей) осуществляется по предварительной записи, согласно расписанию работы.
Логопедические занятия проводятся в логопедическом кабинете, оборудованном с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
Эстетически оформленный, безопасный, оснащенный современным оборудованием кабинет, стимулирует к обучению и создает доверительную атмосферу, в которой работа ребенка с логопедом становится более продуктивной. Пространство кабинета многофункционально и условно разделено на несколько рабочих зон.
1. Рабочий стол учителя-логопеда с монитором для демонстрации наглядных материалов и интерактивных игр
2. Зона по коррекции произношения
3.Образовательная зона групповой работы. Включает шесть комплектов индивидуальной современной мебели и многофункциональная школьная доска с размещенными на ней магнитными дидактическими пособиями
4. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и тумбой с выдвижными ящиками
5. Зона ТСО (технических средств обучения). Представлена ноутбуком с программным обеспечением по коррекции устной и письменной речи